Сны разума. Ф. Гойа и С. Дали
музейный центр
площадь мира
красноярск

 «Капричос», созданная Гойей в 1793-1799 годах, стала одной из самых загадочных серий в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц. Она выразила отношение художника, находящегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественным установлениям современной ему Испании. Офорты Гойи – причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художническим гением.

«Сон разума рождают чудовищ» - это истина, сформулированная Гойей в XVIII веке в названии одной из работ его серии «Капричос», не только не утратила, но преумножила свою актуальность в ХХ веке. Сегодня же эта истина звучит как цитата из текстов сюрреалистов 1920-х – 1940-х годов. Способен ли разум человека адекватно воспринять реальность цивилизации? Что есть реальность: порождение разума или сон о ней? Не является ли подсознание последним прибежищем истины?

Сальвадор Дали, крупнейший представитель сюрреализма, обратился к серии Гойи на последнем этапе своего творческого пути, в 1977 году, за семь лет до ухода из общества – последнего появления на публике, за двенадцать лет до ухода из жизни. Дали перенес композиции всех офортов Гойи в собственные офорты, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. Добавил к загадке Гойи загадку Дали. Стал хранителем «Сна разума» ХХ века. Несмотря на широкую популярность творчества Дали в России, эта серия до настоящего времени остается наименее известной.

  На выставке демонстрируется 80 офортов Франсиско Гойи и 80 офортов Сальвадора Дали. Произведения Франсиско Гойи сопровождаются комментариями 1799 и 1803 годов. Комментарии к произведениям Сальвадора Дали специально для проекта «Сны разума» подготовлены немецким искусствоведом Куртом Руппертом.