музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

Дневники войны

В течение уже 20 лет Красноярский музейный комплекс ведет исследовательскую, собирательскую и экспозиционную работу, связанную с темой новейших военных конфликтов. В тематической перспективе развития музея закрепился устойчивый российский сюжет: «родина в судорогах войны».

Предметом художественно-проектного исследования становится психическая реальность войны, сама ее экзистенциальная субстанция, пограничный опыт «бытия-в-риске», индивидуально переживаемый современным человеком.

Чтобы осветить чувственную реальность современной войны была создана небольшая, но многослойная, экспозиция, синтезирующая особенности существующей музейной архитектуры с методологией современного искусства и гуманитарной культурологии.

В основу собранной коллекции положены личные вещи, письма, документы, фотографии и устные рассказы участников военных кампаний в Афганистане, Таджикистане и Чечне, призванных с территории Красноярского края.

В тематической структуре экспозиции выделяются несколько направлений:

«Свой-Чужой» - проблематика религиозной войны и внутренней правоты воюющих сторон, «Приметы смерти» - военные амулеты и суеверия, «Язык войны» - словарь новообразований русского языка, «Дембельский альбом» - военная субкультура, фольклор, «Психоделия войны» - психические синдромы и аффекты, «Запах пороха» - телесная действительность события боя, «Трофеи» - этика войны, «Гражданка» - представления военных о мирной жизни, «Виртуальность и действительность войны» - актуализация феномена войны в общественном сознании.



Пространство экспозиции строится на резонансе четырех параллельных «коридоров состояний»:

«Стена памяти» - светящийся мартиролог всех погибших в современных военных конфликтах солдат, призванных из Красноярского края;

«Дембельский альбом» - система витрин и фотопанно, повествующих о быте и субкультуре войны;

«А-капелла» - интерактивная инсталляция, погружающая посетителя в аудиосветовую среду «боя в ущелье», аранжированную тактильными эффектами и флуоресцентной живописью;

«Гражданка» - серия витрин, отражающих фантазмы мирной жизни, порожденные военными синдромами.

Центральное место в экспозиционном пространстве занимает ломанная цинковая стена – мемориальная «мембрана». Это - граница, разделяющая гражданскую жизнь и боестолкновения, и соединяющая их темой смерти.

Перфорированая колумбарными нишами «стена памяти» с одной стороны заполнена фотографиями погибших солдат, подсвеченными слабым светом «горящих пуль».

Просачиваясь сквозь индивидуальные человеческие утраты, «свет памяти» собирает на другой стороне блочной кладки - как в типографской «наборной кассе», письмо «с того света». Стена-медиум трансформирует имена и лица убитых солдат в буквы последнего письма на родину.

“Здравствуй мама! Вот и почерк мой стал в правильную сторону, все святое, чем я жил и дышал, у меня почти все отняли. …

Но так, видимо, надо, ибо все мы бежим, бежим и уменьшаемся в точку, сливаясь с горизонтом и возносясь в невидимом ореоле своего пути.” 
(из последнего письма Антона Балакина, 10.12.87.).

Вход на выставку по общему билету на биеннале (250 рублей, льготный 150 рублей)

художественное проектирование

Сергей Ковалевский

Вадим Марьясов

Виктор Сачивко


аудиокомпозиция

Василий Волков


историко-культурное исследование

Вера Потылицына

Елена Мазий


партнеры

Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана»

Красноярское отделение Организации «Боевое братство»


виртуальный тур

Ильдар Нургалиев


«А-капелла» - интерактивная инсталляция, погружающая посетителя в аудио световую среду «боя в ущелье», аранжированную тактильными эффектами и флуоресцентной живописью.


Художественное решение-  Виктор Сачивко.