музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

Дневники войны

В течение уже 20 лет Красноярский музейный комплекс ведет исследовательскую, собирательскую и экспозиционную работу, связанную с темой новейших военных конфликтов. В тематической перспективе развития музея закрепился устойчивый российский сюжет: «родина в судорогах войны».

Предметом художественно-проектного исследования становится психическая реальность войны, сама ее экзистенциальная субстанция, пограничный опыт «бытия-в-риске», индивидуально переживаемый современным человеком.

Чтобы осветить чувственную реальность современной войны была создана небольшая, но многослойная, экспозиция, синтезирующая особенности существующей музейной архитектуры с методологией современного искусства и гуманитарной культурологии.

В основу собранной коллекции положены личные вещи, письма, документы, фотографии и устные рассказы участников военных кампаний в Афганистане, Таджикистане и Чечне, призванных с территории Красноярского края.

В тематической структуре экспозиции выделяются несколько направлений:

«Свой-Чужой» - проблематика религиозной войны и внутренней правоты воюющих сторон, «Приметы смерти» - военные амулеты и суеверия, «Язык войны» - словарь новообразований русского языка, «Дембельский альбом» - военная субкультура, фольклор, «Психоделия войны» - психические синдромы и аффекты, «Запах пороха» - телесная действительность события боя, «Трофеи» - этика войны, «Гражданка» - представления военных о мирной жизни, «Виртуальность и действительность войны» - актуализация феномена войны в общественном сознании.



Пространство экспозиции строится на резонансе четырех параллельных «коридоров состояний»:

«Стена памяти» - светящийся мартиролог всех погибших в современных военных конфликтах солдат, призванных из Красноярского края;

«Дембельский альбом» - система витрин и фотопанно, повествующих о быте и субкультуре войны;

«А-капелла» - интерактивная инсталляция, погружающая посетителя в аудиосветовую среду «боя в ущелье», аранжированную тактильными эффектами и флуоресцентной живописью;

«Гражданка» - серия витрин, отражающих фантазмы мирной жизни, порожденные военными синдромами.

Центральное место в экспозиционном пространстве занимает ломанная цинковая стена – мемориальная «мембрана». Это - граница, разделяющая гражданскую жизнь и боестолкновения, и соединяющая их темой смерти.

Перфорированая колумбарными нишами «стена памяти» с одной стороны заполнена фотографиями погибших солдат, подсвеченными слабым светом «горящих пуль».

Просачиваясь сквозь индивидуальные человеческие утраты, «свет памяти» собирает на другой стороне блочной кладки - как в типографской «наборной кассе», письмо «с того света». Стена-медиум трансформирует имена и лица убитых солдат в буквы последнего письма на родину.

“Здравствуй мама! Вот и почерк мой стал в правильную сторону, все святое, чем я жил и дышал, у меня почти все отняли. …

Но так, видимо, надо, ибо все мы бежим, бежим и уменьшаемся в точку, сливаясь с горизонтом и возносясь в невидимом ореоле своего пути.” 
(из последнего письма Антона Балакина, 10.12.87.).


художественное проектирование

Сергей Ковалевский

Вадим Марьясов

Виктор Сачивко


аудиокомпозиция

Василий Волков


историко-культурное исследование

Вера Потылицына

Елена Мазий


партнеры

Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана»

Красноярское отделение Организации «Боевое братство»


виртуальный тур

Ильдар Нургалиев


«А-капелла» - интерактивная инсталляция, погружающая посетителя в аудио световую среду «боя в ущелье», аранжированную тактильными эффектами и флуоресцентной живописью.


Художественное решение-  Виктор Сачивко.