музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

29 октября в 19 часов 

Vitus Bering Teatret (Дания)
представляет спектакль

"Последний день Витуса Беринга" 

Текст - Грегерс Диркинк- Хольмфельд

Музыка - Бо Хольтен

Автор сценической композиции и исполнитель главной роли - режиссер и актер Сайер Андерсен

Спектакль идет на датском языке с русскими субтитрами

Вход свободный.
Аудитория 16+ 

тел. 212 46 63  

Спектакль посвящен великому датскому мореплавателю - российскому командору Витусу Берингу. 

«Последний день» был с успехом показан  в Дании, странах Балтии, США, а также Санкт-Петербурге и городах Пермского края. Запланированы гастроли в Исландии, Франции и Китае.

Организатор: Посольство Королевства Дания в Москве, Датский Институт Культуры в Санкт-Петербурге и издательство «Маматов» .

При поддержке Государственного фонда культуры и искусства Дании.

Фрагмент спектакля, видео
https://youtu.be/PuQMsI5Er8o 

Сцена Современных Искусств 

Витус Йонассен Беринг – российский  Христофор Колумб (родился в 1681 году в Дании, умер 8 декабря 1741 года на острове Беринга в Тихом океане) – исследователь, капитан-командор российского флота. Он известен двумя экспедициями: к северо-восточному побережью Евразии и западному побережью Северной Америки. В его честь названы Берингов пролив, Берингово море, Командорские острова, включая остров Беринга.

Первая Камчатская экспедиция 

В феврале 1725 года Беринг, возглавляя первую в России морскую научную экспедицию в составе 34 человек, отправился из Санкт-Петербурга в направлении Охотска. Оттуда было совершено плавание к Камчатскому полуострову, где были подготовлены новые корабли для экспедиции на север. За первую экспедицию Беринг получил звание капитана-командора.

Вторая Камчатская экспедиция.

В августе 1728 года Беринг решил, что имеется достаточно свидетельств существования морей между Азией и Америкой. В 1740 году он вернулся в Охотск с новой, хорошо подготовленной экспедицией. На восточном побережье Камчатки Беринг основал город Петропавловск-Камчатский, и в 1741 году отплыл в направлении Северной Америки. Во время плавания шторм разделил суда «Святой Пётр» и «Святой Павел» (которым руководил Алексей Чириков), однако Беринг сумел заметить южное побережье Аляски, после чего была произведена высадка на остров Каяк. Неблагоприятные условия вынудили Беринга вернуться, и по пути назад он открыл несколько островов Алеутского архипелага. Один из матросов погиб во время плавания - в его честь была названа группа островов – Шумагинские. Со временем заболел и сам Беринг, его корабль потерпел крушение, в результате чего участникам экспедиции пришлось найти пристанище на необитаемом острове Командорского архипелага, позже названном так в его честь. Сам Витус Беринг и 28 членов его команды погибли, а 46 - спаслись, благодаря умелому кораблестроителю С. Стародубцеву, который из обломков «Святого Петра» построил новое судно и тем самым спас  выживших.

Сейер Андерсен представляет торжественную и трогательную  панихиду по Витусу Берингу.

Гангрена оставила его без ног, а цинга забрала всё остальное. Он сидит, укрывшись от холода в углублении среди валунов на каменистом взморье, и звёзды – единственные оставшиеся его собеседники. А вокруг рыщут хищные песцы, надеясь поживиться падалью, а не полумёртвым первопроходцем. Болезненное смертельное разложение, настигшее Витуса Беринга в 1741 году, – точка отсчёта драматического моноспектакля «…И вот я лежу здесь, как  дурак», по пьесе Грегерса Диркинка-Хольмфельда. Сейер Андерсен даёт потрясающее представление в роли шестидесятилетнего Витуса Беринга: с мертвенно-бледными руками, обмороженными щеками, спазмами желудка и мужественно скрываемой мучительной болью, о которой говорят лишь уголки его рта. Над покрытым снегом песком возвышается его торс и виден сердитый профиль. Здесь даже шинель на волчьем меху не спасёт от смертоносной бури. 

Волшебная музыка

Внутренний шторм соединяется со звуками волшебной музыки композитора Бо Хольтена – что-то вроде реквиема по летним воспоминаниям о побережье… ноты следуют кошмарам и воспалённым фантазиям Беринга. Одно за другим он находит созвездия, пока от ноты к ноте женский голос следует короткими напевными «а-а», а низкие мужские голоса на полутонах сплетаются с Млечным Путём.

Приземлённые слова

Эта сплетение нот и слов особенно прекрасно в сочетании с набросками изнемогающего Беринга, выполненными известной датской художницей Лин Утзон. Как ни странно, зрелище его предсмертных мук производит умиротворяющий эффект.

Ангельски чистое и невесомое пение девяти хористов MusicaFicta окутывает и смягчает скрытое отчаяние Сейера Андерсена. Как можно назвать этот жанр? Пожалуй, мюзикл-панихида -  завораживающее и поэтичное представление об одном из самых стойких людей в истории Дании и России. Это – Беринг, который приземленно говорит о своём страхе, и произносит политические колкости о безумии царя, и шепчет нежные слова о супруге Анне.

Со своего острова на самом краю света Беринг мысленно переносит себя к ней, в Данию, ему слышится звон церковных колоколов на Хорсенском Фьорде, где он провёл своё детство, и видятся датские острова Алрё и Хьярно, от которых «я ещё никогда не был так далеко».

Анна Мидделбо Кристенсен, газета «Дэйли Ньюспейпер»