Фабрика - О распространении данных, товаров и людей. Немецкий павильон 2015 в турне
музейный центр
площадь мира
красноярск
museum centre
peace square
krasnoyarsk

Открытие выставки состоится 19 апреля в 18:30. Вход по билету в музей (250 рублей, льготный 150 рублей).

19 апреля - 5 августа 2018 года

Организатор: Гете-Институт в Новосибирске

Впервые в России – передвижная выставка «Фабрика. Круговорот данных, товаров и людей», созданная на основе художественного наполнения Немецкого национального павильона на международной Венецианской биеннале современного искусства в 2015 году.

Передвижной павильон сам подхватывает мотив движения, изначально заложенный в работах художников. Через все работы проходит мотив циркуляции: круговорот изображений, людей и товаров. Также важен мотив соучастия, вклада каждого отдельного человека в социальные, экономические и политические процессы. Какое пространство для маневра есть у каждого из нас в мире, где Интернет, казалось бы, предлагает прекрасную возможность соучастия? Какие формы может принимать протест, как может освещаться то или иное событие? Какой станет фотография будущего? Ответы на эти вопросы, которые поднимают в своих работах Хито Штайерль, Тобиас Цилони, Ясмина Метвали/Филип Рицк и Олаф Николай, могут быть совершенно разными.


ПРОЕКТЫ

Хито Штайерль: «Factory of the Sun» (Фабрика солнца)

Видеоинсталляция «Factory of the Sun» относится к числу работ, вызвавших больше всего споров на Венецианской биеннале 2015 года. В журнале «Артфорум» и в других специализированных СМИ эта работа была названа одним из важнейших открытий года. FactoryoftheSun – это «интерпассивная компьютерная игра», сводящая счеты с мифом Интернета, где каждый якобы получает возможность внести свой вклад – но вместо этого становится марионеткой. Переключаясь между различными уровнями реальности, видеоинсталляция Штайерль инсценирует борьбу за Интернет; прогрессирующая экономизация сталкивается здесь со старым утопическим представлением об Интернете как о месте, где царит свобода. Название работы – FactoryoftheSun – происходит от новой материальной субстанции наших фотографий, которые, как и любая цифровая информация, сводятся к световым импульсам и циркулируют по Интернету посредством оптоволоконного кабеля.

Растровая сетка из голубых световых полос превращает помещение в студию motioncapture (захвата движения), где человеческие движения преобразуются в данные для компьютерной игры.

Тобиас Цилони: «The Citizen» (Гражданин)

В работе Тобиаса Цилони основное внимание приковано не к liquid images – текучим изображениям эпохи Интернета, а к printed page – печатной странице газеты. Его серия «The Citizen» посвящена теме миграции людей из Африки в Германию. Еще задолго до того, как этот политический вопрос в 2015 году стал одной из главных тем на повестке европейской политики, Цилони сопровождал активистов из числа африканских беженцев в Германии и документировал их борьбу за право остаться в стране и признание их политических прав – посредством как фотографии, так и текстов, и заявлений. Об усилиях этих людей он также рассказывал писателям и журналистам в странах их происхождения, а те, в свою очередь, посвящали деятельности своих соотечественников статьи в африканских газетах. Художник вовлекает посетителей выставки в наблюдение за процессом – через крупные фотографии, витрины с газетами и стопки выпусков со свидетельствами и рассказами беженцев.

Ясмина Метвали и Филип Рицк: «Out in the Streets» (На улицах)

Главным элементом выставочного проекта молодых египетских художников и кинематографистов является снятый ими фильм «Out in the Streets» (На улицах). В фильме показан воркшоп, своего рода камерная игра, которую Рицк и Метвали устраивают в импровизированной студии на одной из крыш Каира, пригласив актеров-любителей, рабочих и поденщиков из рабочего квартала Каира. В этом фильме они на примерах рассказывают о выкупе государственного предприятия посредством приватизации и его последующей ликвидации. В то же время их игра повествует о накопленном людьми опыте ежедневного унижения органами государственной власти. Фильм дополняют документы, предметы со съемок и фотографии.

Олаф Николай: «GIRO»

Олаф Николай в рамках выставки представит материал своих подготовительных исследований и материал перформанса GIRO, который проходил во время работы 56-ой Венецианской биеннале на крыше Немецкого павильона. Отправной точкой его работы стало фотоисследование, посвященное иконографии крыш – если понимать крышу как место, где человек ищет убежища, место, диалектически соединяющее в себе свободу и угрозу. Эта объемная коллекция охватывает как современные представления, так и знакомые нам из истории искусства. Монтаж несет в себе различные мотивы прорыва – в частности, освобождения, подъема, бегства, вознесения – но и также и отступления, защиты и наказания. Двигатель его повествования – это мотив бумеранга и траекторий его движения, пронизывающих большую настенную композицию. Все здесь подчинено идее циркуляции или, как писал Славой Жижек: «Бумеранг символизирует момент возникновения культуры, миг, когда инстинкт превращается в непреодолимое стремление, мгновение раскола между goal и aim, момент, когда настоящая цель (aim) – это уже не попасть в цель (goal), а сохранить круговорот постоянных непопаданий. В работе художника сходятся все центральные мотивы этой выставки: крыша как политическое место и глобальная циркуляция (круговорот) изображений, людей и вещей».