Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала
музейный центр
площадь мира
Красноярск

Коллективная выставка «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала» – это наиболее полное исследование современного искусства Урала с момента становления альтернативной художественной среды (1960-е) по сегодняшний день. География проекта объединяет более 50-ти художников и творческих объединений из Екатеринбурга и Свердловской области, Перми, Челябинска и Нижнего Тагила.

Проект не только представляет ключевые имена и работы, фиксируя историю развития уральского искусства последних 50-ти лет, но и рассказывает об уникальной культурной ситуации, сложившейся на Урале. Исследование затрагивает проблематику существования арт-среды в нестоличном городе, которая буквально из пустоты возникает в удаленных от культурных центров областях и постепенно вырабатывает собственный язык и индивидуальность. Выставка «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала» – рассказ о возникновении почвы и условий для существования искусства в Уральском регионе, формировании его художественной специфики и характерной визуальности.

Владимир Селезнев, куратор проекта рассказывает: «Столь обширному материалу было бы тесно в рамках академического исследования – это скорее интуитивная генеалогия уральского искусства, попытка создания метафизического пространства, передающего атмосферу происходящего и самоощущение участников процесса. Нас интересует, благодаря чему появилась питательная среда для зарождения уральского искусства и ключевые коллаборации, как прослеживается преемственность с предыдущим периодом, и каким образом на происходящее повлиял общественно-политический контекст и конкретные фигуры художественного андеграунда».

Выставка разбита на три хронологических блока: 1960–1980, 1980–2000, 2000 – настоящее время. Важная составляющая проекта – включение работ в исторический контекст жизни Урала: от изменений в архитектуре городов и политических изменений до появления культурных и социальных феноменов. Так, например, отправная точка исследования – 1967 год – совпала с рождением миллионного жителя Свердловска, а 2017 год – это год, когда, по официальным данным, численность населения Екатеринбурга превысила полтора миллиона человек. Исторический контекст – политические изменения и возникающие социальные феномены, – наглядно представленный в газетных заголовках, способствует осмыслению среды, в которой формировалось современное уральское искусство.

Точкой отсчета для появления современного искусства на Урале можно считать работу Валерия Дьяченко «Чье это облако?» (1967), которая может быть названа одним из первых произведений советского концептуализма, появившимся задолго до образцов «московской школы». Экспозицию продолжают работы других знаковых для поэтического и художественного андеграунда фигур – художников, чьи художественные поиски были близки концептуалистам и оказали влияние на формирование нового, неоавангардного языка.

Фотографии, объекты и коллажи, собранные из разных коллекций, представляют наследие легендарного художника Евгения Малахина, который одним из первых стал размещать свои высказывания в городском пространстве, выступая за свободное творчество. На выставке можно увидеть ранние работы Александра Шабурова, участника дуэта «Синие носы», который широко известен благодаря своим эксцентричным акциям и перформансам.

Новое поколение уральского искусства представляют Тимофей Радя, размещающий свои высказывания в городской среде и творческое объединение «Куда Бегут Собаки», его участники создают мультимедийные инсталляции и малые художественные формы, которые затем интегрируют в окружающее пространство.

21 июня – 26 августа 2018 года

Вход по общему билету в музей (250 рублей, льготный 150 рублей)

12+

Организатор – Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО.

Выставка была впервые представлена в Екатеринбурге в рамках параллельной программы 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства и затем стала передвижной.

Куратор проекта – Владимир Селезнев