Живописный альбом «НРЗБ»
музейный центр
площадь мира
красноярск

Премьера живописного альбома красноярского художника Александра Сурикова «НРЗБ». Сокращение «нрзб» означает «неразборчиво» и употребляется для обозначения текста (фразы, слова или части слова), который доставляет трудности при чтении. Художник создает «городскую инфографику» из обрезков слов, которые видит на улице, и создает «поэзию».

Живописный альбом «НРЗБ» создан на основе наблюдений за окружающим информационным полем, его преобразованием и рождением нового взгляда на привычные объекты. Среди них – стены с объявлениями, вывесками, рекламой. Александра Сурикова интересует то, что происходит на стыке изображения и слова. Слово теряет букву – меняется картина. Привычное становится непонятным, но интригующим воображение. Так появляются «щи и фрукты», «матология», «ясли ад» и многое другое.

Арт-директор музея Сергей Ковалевский отмечает: «Суриков собрал свои многолетние наблюдения за «палаточной» повседневностью. И вот, когда город очистился от киосков, художник и музей бросают прощальный взгляд на этот вид «городского просторечия». Собирая панораму слов».

Музей создает временную перспективу, размещая произведения рядом с Кабинетом труда, где находятся цеховые штандарты ХХ века. С ними можно сравнить современные народные вывески выставки «НРЗБ».

Александр Суриков – одни из ключевых современных сибирских художников, живущий и работающий в Красноярске. Несмотря на академическое образование, он использует приемы наивного искусства, арт-брюта, тяготеет к примитивизму. «НРЗБ» – не первая «городская» серия художника, известны также его наблюдения за типовыми постройками Красноярска, в которых художник сумел найти «черные квадраты», изображения из «пробок» со скученными автомобилями и многое другое. Серия «НРЗБ», ищущая городские просторечия, родилась из давней любви художника к исчезающим сейчас коммерческим киоскам.


28 декабря 2018 – 4 августа 2019

в пространстве Шаманского кабинета

Вход по общему билету в музей (250 рублей, льготный 150 рублей)

18+



Текстура повседневности

Художник Александр Суриков давно и последовательно исследует знаки городской повседневности. За привычными поверхностями, «замыленными» взглядами, он находит скрытую полуабстрактную геометрию и ироническую текстуру.

При этом он решает вполне художественные графические и живописные задачи. Если брать ближайшие аналогии в современном искусстве, то прежде всего, это традиция общемирового направления «поп-арта». Пристальное вглядывание в семиотику банального, в рыночную, продуктово-потребительскую фактуру и рекламную риторику города приводило многих авторов (и продолжает приводить) к прямой коммуникации с повседневной действительностью. А коллажирование слова и образа, столь распространенное в искусстве сегодня,  получило стратегические импульсы еще на заре ХХ века, в авангардных экспериментах кубистов.

В новой серии, красноречиво названной «НРЗБ», Суриков собрал свои многолетние наблюдения за "торгово-палаточным" визуальным бормотанием. Художник играет с натурой «в слова», порой просто наводя рамку «видоискателя» и кадрируя кусок естественного текста-ребуса. Он выделяет правила этой игры случайностей и местами сам начинает говорить на «неразборчивом» языке.

Авторский проект пропитан юмором и, что существенно – самоиронией. Ведь само сочетание средств и материалов классического традиционного искусства с профанными и «поверхностными» сюжетами, умноженное на  тщательную проработку и копирование, производит в глазах чуткого зрителя важное расщепление в застоявшихся схемах функционирования искусства. Художник осознанно понижает пафос своего высказывания и испытывает пределы авторства.

Сегодня, когда  город чистит свои улицы от киосков-времянок и стихийной рекламы, оформляя общественные пространства в новом и строгом дизайне, чтобы не забыть занимательное, смешное, непричесанное и витальное, ценное, с точки зрения «автоматической» поэзии - стоит бросить прощальный взгляд на уходящую натуру "городского просторечия".

Для Музейного центра «Площадь Мира», программно заинтересованного в художественном отражении современной городской культуры во всем ее диапазоне – от авторского до анонимного высказывания, новый «альбом» Александра Сурикова – яркий опыт визуально-вербального исследования.

Сергей Ковалевский

куратор выставки