Интерактивная панорама «Воскресение на площади»
музейный центр
площадь мира
красноярск

Интерактивная панорама «Воскресение на площади» – это трансформированная диорама «Старая Россия», сохранившаяся в музее с 1987 года. Тогда диорама предваряла осмотр всего музея и служила входной зоной – местом, откуда начиналась вся «история», разворачивающаяся в Музее Ленина. На базарной площади поволжского города средней руки сошлись все типичные представители начала 20 века – всего 21 фигура – нищие, торговки, жандарм, инородцы, арестанты и рабочие, за спинами которых на заводе «зарождалась искра».

В 2018 году было принято решение оживить это пространство. С помощью новых технологий предпринимается попытка дать «голос и язык исключенному множеству», полуживые персонажи оживляются и воскрешаются. Впервые за 32 года существования музея появилась возможность обойти диораму по кругу – теперь пространство стало панорамой.

За год работы над проектом была построена стена, своеобразная «плотина» или «решетка», отделяющая панораму от Платформы. Современное искусство встречает посетителей на входе в музей и буквально сочится из стены «душечками» – фигурами искусства из коллекции музея, от буквальной решетчатой синей куклы до Ленина с розой. Движение задается огромной «живой спиной», составленной из слепков с фигур диорамы, а также со скульптуры на Платформе – Ленина и его товарищей. Словно из земли они поднимаются над площадью и перерастают в спины персонажей диорамы – как бы подтверждая, что «все мы вышли из народа».

Фигуры застряли в красной дышащей «топи» и заговорили гулом, голосами, звуками и песнями. По пространству, благодаря показу фильма, передвигаются разные существа. Посетители становятся частью этого действия.

Была нарисована азбука панорамы, заново перепридуман алфавит – буквы, объясняющие мир воскресения – от «ау», через «век» или «ёж» до «я». Это ключевые концепты, на основе которых живет и дрожит все на площади. «Земля», «душа», «жук», «мир», «речь» и многое другое появляются как в детском букваре – это обозначение диорамы как начального, входного места, задача которого – настроить человека на то, что он увидит в музее дальше, рассказать, что он должен знать о современном искусстве. Некоторые буквари начинаются с обучения рисованию, складыванию, написания сказок – именно это, но с позиции современного искусства и предлагает музей в обновленном пространстве. Над всем возвышается эпиграф, ставший ключевым для проекта «Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть – неизбежна» (из Учебника русской грамматики Петра Смирновского 1915 года).


Постоянная экспозиция

Вход по билету в музей (250 рублей, льготный 150 рублей)

0+

Проект «Воскресение на площади» стал победителем грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного Фонда Владимира Потанина в номинации «Технологии и инструменты» в 2018 году.

Подкаст:

Приглашенный эксперт Леонид Копылов (куратор экспозиционных и выставочных проектов, президент Клуба друзей Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме) и арт-директор музея Сергей Ковалевский разговаривают о настоящем, прошлом, будущем музеев и приоткрывают «внутреннюю кухню» работы над проектом интерактивной панорамы «Воскресение на площади». Послушать можно по ссылке