Поздеев. Война

08 September 2020 - 10 January 2021

Вход по общему билету в музей (250 рублей, льготный 150 рублей)

18+

Камерная выставка работ красноярского художника Андрея Поздеева, в которых он отразил опыт военного времени. К Году памяти и славы.

Смотрите экскурсию куратора по выставке — в IGTV музея.

В рамках выставки записываем цикл лекций о картинах Поздеева. Первая лекция посвящена картине «Чаша», второй выпуск — нежным розовым «Парусам». Выпуски подкаста доступны на сайте музея в специальном разделе, а также в Apple Podcasts, Яндекс.Музыке, Google Podcasts, CastBox, в специальном разделе в музейной группе «ВКонтакте».

Андрей Поздеев в 1943 году, будучи семнадцатилетним подростком, добровольцем отправился на фронт – на Дальний Восток, в Манчжурию. Здесь он служил связистом-проволочником в пушечном артиллерийском полку. Участвовал в боевых действиях по разгрому Квантунской армии в конце 1945 года, где – как сам писал – «слава Богу, никого не убил!».

Этот опыт отразился в творчестве художника, породив несколько тем: убийство живого и насильственная смерть, война в сознании и ночь в душе человека, победа животного начала в индивиде и его погружение во тьму.

Следы военных «травм» в том или ином виде нашли свое проявление в сериях «Женихи и невесты» (1967-1973), «Охота на птиц» (1977 – нач. 1980-х), «Цветы и люди» (1981), «Пир шутов» (нач. 1980-х), в его многочисленных «Голгофах» (1980 – 1990-е), цикле «Жизнь человека» (1989) и даже работах, посвященных корриде (1992-1995).

Наиболее явным воплощением фронтовых впечатлений Поздеева стали серия угольных эскизов и большой холст под общим названием «Война». Эскизы представляют «кучу малу» из множества солдатских тел. То, что на первый взгляд можно принять за молодецкие забавы, кулачный бой «стенка на стенку» или даже общий сон «вповалку», оказывается вечным сном. Отсутствие каких-либо признаков насильственной смерти демонстрирует, что в центре внимания автора находится само превращение одухотворенной природы в грубую материю. Чудовищная метаморфоза, в результате которой (не понятно, по чьей воле) солдатское общежитие оборачивается общесмертием.

В картине «Война» Поздеев с присущей ему степенью обобщения изобразил не столько конкретные впечатления Второй мировой, сколько суть войны как массового взаимного уничтожения людей, как ужасающего явления, раскрепощающего всё худшее в человеке. Художник предлагает зрителю посмотреть на происходящее сверху вниз, заглянуть в яму, заполненную телами. Яма здесь не только окоп, но и братская могила, утроба земли, в которой находят свой земной конец десятки людей, не по своей воле попавшие в объятия смерти. Точка зрения зрителя – это взгляд того, кто ещё жив, в мир мертвых, в подвалы смерти. Таким образом, зритель получает безопасный художественный опыт нахождения на самом краю небытия, где любое что и кто превращаются в НИЧТОжество и НИКТОжество.

Особую линию «околовоенных» произведений Поздеева представляют портреты ветеранов, аналог которым сложно найти в советском искусстве тех лет. «Герои» лишены какой-либо героики. Позирующие не собираются «встать в позу». Вместо людей-памятников представлены живые люди, в жизни которых война оставила глубокие раны. Это проявляется в нескладности – если не сказать калечности – их фигур, напряженности лиц, общей отрешённости и закрытости. Это проявляется в их глазах, видевших такое, что хотелось бы забыть. Ветеранам Поздеева неуютно (не по себе) в праздничных костюмах, поскольку День Победы для них не только праздник. Их многомерный опыт прожитого и содеянного на войне не умещается в одномерном парадном образе Великой отечественной, предлагающем всего лишь одну из множества правд о фронтовых буднях. В противовес пафосному восприятию войны как школы жизни Поздеев своими портретами утверждает, что никакого позитивного опыта война не дает.

working hours

mon
day off
tue,wed,fri, sun
11 - 19
thu,sat
11 - 21

address

660097, Россия, г. Красноярск, площадь Мира, 1