
Фризы. Виктор Сачивко
17 December 2020 - 14 February 2021
Вход по билету в музей (250 рублей, льготный 150).
6+
«Фризы» Виктора Сачивко – это линии-картины одинаковой высоты и длиной от 3 до 27 метров, расположенные на двух этажах музея. Каждый фриз создан на основе своей темы – от обращения к художникам и собственной биографии автора до русской истории и меланхолии.
В IGTV музея можно посмотреть экскурсию по выставке с арт-директором Сергеем Ковалевским.
«Фризы» – это полосы или ленты, которые подразумевают определенную последовательность, без начала и конца. В эти «кольца» всегда есть вход и выход, и большое значение при восприятии такого художественного проекта имеют движение и ритм. Это как будто «кино», которое посетитель смотрит, передвигаясь в пространстве выставки.
В проект вошли «Фриз художников», «Фриз Линии», «Фриз Андерсена», «Русский фриз», «Фриз Меланхолии», «Фриз Самары» и несколько других коротких фризов. Это, например, субъективное обращение к художникам, к которым Виктор Сачивко чувствует интерес. Или «цветовая автобиография» со своей цветоформулой, в которой жизнь разделена на отрезки и периоды маркированы линиями. Во «Фризе Андерсена» – обращение к писателю, «русский фриз» – это «треш-фриз» о российской истории от Ивана IV до настоящего времени. Во «Фризе Меланхолии» художник ставит перед собой абсолютно меланхолическую задачу: создать фриз с эффектом зеркального отражения, то есть написать одну и ту же картину дважды, но чтобы вторая – была бы совсем другой.
Виктор Сачивко – красноярский художник, член Творческого союза художников России Международной федерации IFA «Юнеско». Участник персональных, коллективных выставок, биеннале, международных проектов. Художник живет и работает в Красноярске, его произведения находятся в государственных и частных коллекциях России, Голландии, Франции, Германии, США и Австралии. Виктор Сачивко – постоянный партнер Музейного центра «Площадь Мира».
Художник о выставке:
Фризы. Шесть больших фризов (длина каждого около 25-27 метров),
шесть небольших фризов (длина около 3-5 метров каждый)
и четыре маленьких «штрих»-фриза (длина по 2, 8 метра каждый).
Описание:
Фриз художников
По порядку слева направо, на холстах разной длины, одной высотой 30 см.
Ранней весной 2019 года, в марте, я обратился к списку художников. Их имена разные, но я отношусь к ним на равных, с чувством благодарности и интересом. Список, составивший фриз, далеко не полный, и обращение к художникам субъективное, то и другое не претендуют на какую либо объективность. Как раз напротив, любовь, личная привязанность дали побудительную энергию всему предприятию. «Мне отмщение и Аз воздам». Судите же и вы, если сможете, мне же хочется показать его вам...
Фриз Линии
Фриз перестановок, всего 60 холстов в основной части, на холстах разной длины, одной высотой 30см, и еще пять холстов вынесенных отдельно. Порядок следования в основной части фриза слева направо, соответственно последовательности, к которой я пришел к окончанию работы.
Этот фриз написан быстро. После зимней выставки в Норильске (январь-февраль 2019). В процессе написания Фриз состоял из отрезков, все вместе они – цветовая автобиография. Я разделил прожитое на двенадцать частей (отрезков), в каждой части пять пунктов, то есть каждая из двенадцати частей – это отдельный период жизни, а пять пунктов – главные события того периода. Маркированы холсты-пункты по периодам линиями, в первом периоде четыре линии, затем три, две, одна, в пятом периоде линий нет. Но это ещё не happy end, когда фриз был написан, я занялся внутренними перестановками. Перестановками привёл фриз к окончательному решению – проявлению цветоформулы. Формула эта в двенадцати различных цветовариантах, но линиями маркирована одинаково: «четыре – три – два – один – ноль».
Фриз Андерсена
По порядку слева направо, на холстах разной длины, одной высотой 30см.
После откровенно абстрактной схоластики Фриза Линии мне стало грустно. Лето было в разгаре (2019), но я чувствовал себя заживо погребённым, спасибо за это сказать было некому, но мне хотелось. С благодарностью я обратился к тому, кого считаю моим наставником. О! Брат мой! Ганс Христиан! Я, коленопреклоненный, перечитываю все Твои Тексты. Далее автоматически – Фриз Андерсена.
Русский фриз
Трэш-фриз, исторический период от Ивана IV по настоящее время (2019), на холстах разной длины, одной высотой 30см.
К тому моменту (поздняя осень 2019) мне стало ясно, что в руках у меня новый большой проект и что его тематическую траекторию следует продолжить, а температуру сжигания повысить.. Замаячил второй этаж... Я имею в виду экспозицию, общий объём проекта. Русская история субъективна. В субъективности пряжа, а в объективности лажа. Гореть там нечему, она уже сажа, а любить некого. Я и не люблю историю со времён Истории КПСС и Истории Искусств, но я полюбил историю, когда послушал настоящих историков. За то полюбил Александра Пыжикова, например, или Паолу Волкову, что в их рассказах звучит не ложь, а фантастика...
Фриз Меланхолии
По порядку слева направо, фриз с эффектом зеркального отражения на холстах разной длины, одной высотой 30 см.
Здесь мне хочется отделаться цитатой из Современной классификации меланхолии:
«В Международной классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) «меланхолия без дополнительных уточнений» включалась в рубрику 296.9 (неуточнённые аффективные психозы), а «инволюционная меланхолия» кодировалась кодом 296.13[3]. Инволюционная меланхолия описывалась в классификаторе как психоз, определяющийся «тревожно-бредовой депрессией, имеющей хроническое течение с тенденцией к застыванию», при этом не должно было быть указания на перенесённые в прошлом аффективные и аффективно-бредовые расстройства[3]».
Сложно конечно, но вполне ясно, что меланхолия существует. Тем более, что время настало унылое, тогда (зима 2919 – 2020), как и сейчас, зимнее, без солнца, без сочувствия, без травы, – я имею в виду правильную траву, не ту, о которой, возможно, вы подумали.
Фриз Самары
По порядку слева направо, фриз с эффектом зеркального отражения на холстах разной длины, одной высотой 30 см.
Фриз Самары или Ничто будущего. Но почему Самары?. У меня нет ответа, ( весна пришла 2020) красиво звучит слово, а мне хочется красоты для нас и для себя, хотя бы и в будущем. Ничто Наяву.
Четыре штрих-фриза
В каждом из фризов по семь диптихов на холстах по 20х20 см. Это маленькие короткометражные произведения с изображениями предметов и фигур, абстрагированных до уровня схемы и в эффекте их контакта друг с другом.
Фриз с телами
Цилиндр и люди, Параллелепипед и люди, Конус и люди, Пирамида и люди, Шар и люди, Куб и люди, Яйцо и люди
Фриз со стрелком
Стрелок и люди, семь раз
Фриз со вчерашним днём
Автомашины и люди, семь раз
Фриз живого и неживого
Заяц и люди, Пылесос и люди, Олень и люди, Самолёт и люди, Женщина и люди, Танк и люди, Рыба и люди
Шесть коротких фризов
Дополнительные произведения, необходимые для завершения экспозиции, интересные мне тематически, но более-менее одноплановые, написанные в порядке большого этюда весной и в июне (2020), синхронно известным нашим празднованиям.
Внутренний контур
Всё
22 июня 1941
9 мая 1945
Стенограмма сна
Внешний контур
working hours
address