Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа

04 March 2021 - 15 May 2021

Купить билет на открытие можно по ссылке: https://is.gd/EqCsYf

Открытие выставки состоится 4 марта в 18:00, в программе экскурсия от организаторов выставки, Галереи Люмьер (Москва), и небольшой приятный сюрприз. Количество билетов ограничено.

1 и 2 уровни Светлых залов, Темная галерея. Вход по билету в музей (250 рублей, льготный 150). 6+

Организаторы: Галерея Люмьер, Фонд Still Art, Музейный центр «Площадь Мира» и Наталья Сипетая. Выставка проходит в рамках регионального просветительского проекта, организованного Фондом Still Art в 2020 году.

Проект «Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа» занимает два этажа музея. На первом находится ретроспектива Владимира Лагранжа – автора, чье творчество стало олицетворением «оттепельных» 60-х. Непреодолимое желание фотографа наблюдать за миром, его внимание к людям, удивительное чувство духа эпохи подарили человечеству большой и серьезный архив. На втором этаже – выставка работ выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко из коллекции фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию вошли работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов.

Аудиогид с информацией о работах Владимира Лагранжа озвучил музыкант Андрей Макаревич. Аудиогид с информацией о работах Александра Родченко озвучил актер Юрий Колокольников. Послушать их можно по ссылкам или сканируя куар-коды непосредственно на выставке.

Также в пространстве выставки можно изучить книги Центра фотографии имени братьев Люмьер. Позже несколько экземпляров будет передано в библиотеки Красноярского края, в том числе в библиотеку «ОКНА» Музейного центра «Площадь Мира».

Выставка дополнена плакатной акцией «1+20» из коллекции «Площади Мира» – это листы ведущих российских дизайнеров-графиков, которые творчески вспоминают открытия пионера дизайна Александра Родченко.

Фотография: Владимир Лагранж. Страда. 1973 год. © Предоставлено Галереей Люмьер

Работы Владимира Лагранжа стали признанной классикой советского искусства, оставаясь при этом в созвучии с тем, что происходило с фотографией в мире, – расцвет гуманистического направления, деятельность молодого фотографического агентства «Магнум». Более 100 работ автора, начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, позволят зрителю уловить перемены в настроениях сменяющих друг друга периодов истории. Ретроспектива покажет как классические, знакомые каждому кадры – «Бабуля» (1961), «Вратарь» (1961), «Голуби мира» (1962), «Юные балерины» (1962) – так и менее известные работы. Выставка охватит около сорока лет творчества Лагранжа и отразит развитие автора, влияние времени на его стиль, подачу и темы.

Главный куратор Центра фотографии Наталья Григорьева-Литвинская: «Мы работаем с архивом Лагранжа почти 15 лет, и я могу сказать, что его невозможно с кем-то сравнивать или вписывать в какие-то рамки, жанры и направления. Его фотографии свойственен особый эстетизм, пронизывающий все его работы. Мы долго не могли определиться с названием выставки, но чем дальше шли, чем глубже исследовали его творчество, тем больше понимали, что смысл его работы – быть наблюдательным участником событий на каждой «улице», куда его забрасывает жизнь. Этих улиц великое множество – как и одноименных «les rues Lagrange» на его исторической родине, во Франции».

Фотографии: Владимир Лагранж. Какие танцы без баяна? 1983 год. © Предоставлено Галереей Люмьер. Владимир Лагранж. Бабуля. 1961 год. © Предоставлено Галереей Люмьер. Владимир Лагранж. Юные балерины. 1962 год © Предоставлено Галереей Люмьер

Лагранж с самого детства был увлечен фотографией – снимал своих школьных товарищей и пейзажи курортного Крыма. Неудивительно, что, придя в Фотохронику ТАСС в 1959 году в качестве ученика, он довольно быстро стал штатным фотографом. Его снимки публиковались в газете «Правда», «Литературной газете», немецкой «Die Fraie Welt», журнале «Советское фото» и журнале «Советский Союз», где он проработал более 20 лет.

Отказываясь от постановочных, «застылых» кадров, Лагранж создает портрет эпохи – с атмосферой свободы, романтикой молодости и беспечностью детства. «Моя задача состояла в том, чтобы познакомить читателя с работой металлургов, летчиков, шахтеров, врачей, хлеборобов…их жизнью, причем предельно правдиво», – писал он. Честный, искренний взгляд Лагранжа отрицал пропаганду советского образа жизни, но воспевал будни «маленького человека», раскрывал лирику повседневности, пользуясь новым фотографическим языком.

Следуя за взглядом фотографа сквозь десятилетия, зритель станет свидетелем перемен советской, а затем и российской жизни. Но, вне зависимости от настроений эпох, Лагранж всегда смотрел на объект съемки с симпатией и сочувствием, даже в трудные годы улавливая поэзию жизни.

Фотография: Александр Родченко. Лестница, 1929 год. © Предоставлено Фондом Стилл Арт

На выставке представлены знаменитые портреты друзей Александра Родченко – художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию также войдут портреты семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер - трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).

Александр Родченко. Лиля Брик, 1924 год. © Предоставлено Фондом Стилл Арт

Сокуратором выставки выступил внук и ведущий специалист творчества Александра Родченко, Александр Лаврентьев. В экспозиции будет представлено 58 серебряно-желатиновых отпечатков из двух альбомов музейной серии портфолио, выпущенных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Печать фотографий, вошедших в портфолио и предоставленных фондом Still Art, осуществлена Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с оригинальных негативов автора.

На обложке: Александр Родченко. Спортивный клуб “Динамо”, 1935 год. © Предоставлено Фондом Стилл Арт

working hours

mon
day off
tue,wed,fri, sun
11 - 19
thu,sat
11 - 21

address

660097, Россия, г. Красноярск, площадь Мира, 1