На краю земли. Андрей Исаенков

19 May 2022 - 25 September 2022

вход по общему билету в музей (250 рублей, льготный 150), по абонементам бесплатно, можно по Пушкинской карте

Темная галерея, 1 уровень Светлых залов

0+

Персональная выставка работ красноярского художника Андрея Исаенкова в характерном для автора стиле «нового реализма». Художник называет его магическим реализмом, или в шутку «красноярским».

Освобождая свое искусство от излишней изобразительности, он вовлекает зрителя в процесс переживания художественного образа. Отказ от сюжета и повествовательности дает зрителю возможность прочувствовать живописное произведение на глубоком эмоциональном уровне. Для художника очень важно, чтобы зрители не опирались на названия картин и их строгий сюжет, а чтобы у них сложился свой эмоциональный ряд, и полотно обрело индивидуальное значение для каждого при виде неповторимой гармонии линий и цветов.

Монументальные размеры картин не оставят посетителя выставки равнодушным: насыщенные цвета и сильнейшая энергетика буквально захлестывают волной разнообразных идей и смыслов. Даже при отсутствии конкретных образов, абстрактная плоть линий и красок погружает зрителя в глубину человеческого бытия, его души и подсознания, всеобщей истории чувствования и слушания Вселенной.

Андрей Исаенков – современный российский художник, работающий на стыке минимализма и абстракции. Родился в 1966 году в Новосибирске. В 1985 окончил Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова. Далее продолжал обучение в Красноярском художественном институте и в Международной летней Академии изящных искусств (Зальцбург, Австрия). Живет и работает в Красноярске. Более десятка персональных выставочных проектов художника прошли на территории Сибири и Российской Федерации; он является постоянным участником ежегодной выставки-ярмарки «Арт-Манеж» (Москва); участник крупнейшей выставки в Европейской части России, посвященной Красноярскому искусству, «Красноярские столпы» в галерее Эрарта (Санкт-Петербург). Работы художника находятся в частных галереях и коллекциях России, Германии, Австрии, Норвегии, США, Канады, Великобритании.

Кураторский текст

«Таков исконный предмет живописи - рисовать силы…» (Делез и Гваттари)

В названии выставки художник ищет словесное выражение своей давней и постоянной тяги к волшебному. А волшебство, по мнению автора, обитает на краю. Где-то далеко, Там, куда «уходят спать звезды и луна. Там, где водятся большие рыбы».

В визуальном поле край зачастую совпадает с линией горизонта, с границей между землей и небом. И эта часть мира, в которой живет человек, называется воздухом. Причем у поэтов и художников «воздух замешан так же густо, как земля». Атмосферные взвеси почвы и воды образуют в живописи искомую материю волшебства. Такая материя становится выразительной сама по себе. В ней также и свет перемешивается с тьмой. В ее ночи растворяются объекты и существа. Наэлектризованная атмосферической магией тьма прошивается вспышками: здесь бьют молнии и пробегают волны смысла.

Что означают эти ломаные линии - лучи и волны воздушно-земляного океана?

Первый ответ - самого художника: ничего. Это - язык под или поверх значений и символов. Это силы и энергии, питающие и структурирующие видимый «плотный» мир. Перед нами «живая геометрия» мира.

Однако, никто не мешает, в том числе и автор, находить ассоциации с чем-то, имеющим значение.

Может быть, это - судороги ландшафта? Моменты складок поверхности земли? Геологические истории? Так, частота параллельных извилистых линий в топографии ландшафта называется горизонталями

Интересно, что «волокна горизонта» пришли к художнику «в гости» в момент созерцания вида из кухонного окна, полуприкрытого занавеской из вьетнамской соломки. Тогда - в дрожащих от света параллельных полосках-щелях в его воображении взволновалось море и задвигались барханы пустыни. Вглядываясь в гребни близких далеких волн, автор начал постепенно раздвигать и мять эти «визионерские жалюзи», чтобы открыть/прикрыть «исток художественного творения»…

Очевидно, что «звездная туманность» холста пронизана макро-энергетикой: линия края - амплитуда колебания космоса. С этой точки зрения художественные откровения вдруг находят отзвук в фундаментальной науке. Есть в современной физике первоначал загадочная теория струн... (кстати, с древнегреческого слово «теория» переводится как «созерцание»). Исаенков практически играет на таких мировых струнах… Да и холстам он дает названия как астрономы своим объектам.

А с другой стороны, из глубины времен живописец подхватывает линии меандра, процарапанные рукой первого художника эпохи палеолита. Это - тот самый первичный жест, первый удар «кисти» (руки), в котором Homo sapiens проявил способности к абстрактному мышлению. Царапины-борозды Исаенкова вступают в резонанс с медвежьими «гриффадами» и шаманистскими «макаронами», в чьих сложных переплетениях зашифрованы образы пещеры-лабиринта и ее хозяина – сверхзверя.

Но, помимо пещеры Ласка, в истории перво-линий отмечена и пустыня Наска.

Сочетая магию земли и магию воздуха, искусство обращается к небу и звездам.

Невообразимо гигантские древние рисунки на земной поверхности инвестируют в наш разбор метафор фигуру воздушного геоглифа.

Занятная отсылка «крайней» темы – межгосударственная граница. «Нейтральная полоса» – распаханный край территории, ступить на который означает нарушить и преступить. Но в то же время, как пел Высоцкий, «а на нейтральной полосе цветы необычайной красоты».

Если вспомнить, откуда у автора пошла собственная «теория струн», – созерцание сквозь вьетнамскую занавеску, можно допустить и дальневосточную метафорику гадания по «Книге перемен». Словно распустив связку соломин - стеблей тысячелистника, артистический маг бросает их на холст, организуя поле пророчества. В произвольном рисунке тонких палочек можно пробовать разгадывать будущее.

Или – как минимум, войти в чувственный резонанс с движениями живописи-души.

Ведь художник питает надежду пробудить в себе и нас интуитивную проницательность волшебства.

куратор Сергей Ковалевский

working hours

mon
day off
tue,wed,fri, sun
11 - 19
thu,sat
11 - 21

address

660097, Россия, г. Красноярск, площадь Мира, 1