Под видом финских косарей. Интеракция посетитель-музей, июнь 2022

02 June 2022 - 31 July 2022

0+

интеракция (лат. inter – между, actio – деятельность) – взаимодействие, взаимное влияние

свой выбор сделали: 336 подписчиков соцсетей и 1 арт-директор

Выставка произведений из коллекции Музейного центра «Площадь Мира». Одно выбрали посетители в опросе, второе музей предложил ему в пару.

Выставка стала продолжением проекта «365 дней=365 произведений из коллекции» в Telegram-канале музея. Всего в коллекции музея 25270 предметов, из них – 2160 произведений современного искусства.

посетители

Ирина Корина, «Зеленый кабинет», 2017

Надувной шалаш отсылает к одному из знаковых, даже священных, мест революционной мифологии – в 1917 году Ленин написал в шалаше книгу «Государство и революция», скрываясь вместе со своим соратником Зиновьевым под видом финских косарей. В СССР на берегу озера Разлив был сооружен гранитный шалаш-памятник и открыт музей. До сих пор это место пользуется популярностью у туристов, а коммунисты часто проводят там митинги. Художница сделала монумент нового образца – переносной. Памятник за считанные минуты может быть воздвигнут в любом пространстве. Ирина Корина исследует состояние, в котором кто-то на виду и в тоже время скрываясь, готовит события, предопределяющие историю всего XX века.

Располагая монумент в сердце «Музея революции», множим копии реального шалаша – так в красных складках, оставшихся от бывшего музея Ленина, сохранилась диорама с шалашом в разливе. В метровом боксе, который вы можете найти на этом же этаже музея, – подробнейшая пастораль с озером на заднем плане, кипящим чайником, прислоненными граблями – создается ощущение, что герои только что вышли или скрылись внутри шалаша.

На выставке мы добавляем главного персонажа, и даже множим его, как и шалаш, показывая тем самым, что у истории может быть множество вариантов, множество измерений. Обе работы, отправляя нас «по ленинским местам», работают с фотографией – в одном случае буквально надувая ее, растягивая воздухом, в другом – прощупывая границы вымысла истории.

арт-директор

Ринат Волигамси, «Неофициальный альбом», 2006

Около шалаша появляется Ленин с братом-близнецом: в деревенских пейзажах. Точит топор, жены выстраиваются в ряд, контейнер с искрой готовится к отправке в Петроград.

«Неофициальный альбом» рассказывает о вымышленной биографии братьев-близнецов Ульяновых: художник Ринат Волигамси помещает ленинский образ в географический, этнографический и социальный контекст родной Уфы и республики Башкортостан, в результате чего возникают комические и парадоксальные сценки из жизни.

Ринат Волигамси:

«В моих картинках он другой, он имеет к политике слабое отношение, он свободен от своей гениальности, хитроват, бабник, живуч. Тот положительный образ дедушки Ленина, который забили в мое сознание в детстве, не выветрился, он так и остался положительным. Я вообще отношусь к истории не как к науке, а как форме литературного творчества. Вот я и попытался перекроить историю на свой лад, или написал историко-приключенческий роман с любимым вождем в главной роли. Как патриот своего народа (хотя это ко мне и не относится), я захотел, чтобы Ленин имел к башкирам самое прямое отношение.

Кстати, Ленин сам был не против фото-фальсификаций. Известны случаи, когда по политической необходимости с фотографий удалялись некоторые большевистские лидеры (Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин и т.д.).

Находясь в несогласии с официальной историей, я попытался показать иную версию его жизни. Я отмыл образ своего героя от идеологической нагрузки и показал его не как символ наших вечных проблем, а как человека непростой судьбы, имеющего свои недостатки и достоинства. Вера в бессмертие любимого вождя и сильное желание, хотя бы национально или географически иметь к нему отношение, были причинами взяться за эту работу».

Кстати, в начале выставки «Музей революции», будто приглашая с собой в путешествие, находится первый лист из «неофициального альбома» – с юными Володей и Сережей Ульяновыми в 1874 году. Эта археологическая фотография демонстрирует подход музея: не только собирать исторические знаки и вещи, но и подключать методологию искусства.

working hours

mon
day off
tue,wed,fri, sun
11 - 19
thu,sat
11 - 21

address

660097, Россия, г. Красноярск, площадь Мира, 1