Интерактивная панорама «Воскресение на площади»

29 October 2019 - 19 March 2020

О выставке

Интерактивная панорама «Воскресение на площади» – это трансформированная диорама «Старая Россия», сохранившаяся в музее с 1987 года. Тогда диорама предваряла осмотр всего музея и служила входной зоной – местом, откуда начиналась вся «история», разворачивающаяся в Музее Ленина. На базарной площади поволжского города средней руки сошлись все типичные представители начала 20 века – всего 21 фигура – нищие, торговки, жандарм, инородцы, арестанты и рабочие, за спинами которых на заводе «зарождалась искра».

В 2018 году было принято решение оживить это пространство. С помощью новых технологий предпринимается попытка дать «голос и язык исключенному множеству», полуживые персонажи оживляются и воскрешаются. Впервые за 32 года существования музея появилась возможность обойти диораму по кругу – теперь пространство стало панорамой.

За год работы над проектом была построена стена, своеобразная «плотина» или «решетка», отделяющая панораму от Платформы. Современное искусство встречает посетителей на входе в музей и буквально сочится из стены «душечками» – фигурами искусства из коллекции музея, от буквальной решетчатой синей куклы до Ленина с розой. Движение задается огромной «живой спиной», составленной из слепков с фигур диорамы, а также со скульптуры на Платформе – Ленина и его товарищей. Словно из земли они поднимаются над площадью и перерастают в спины персонажей диорамы – как бы подтверждая, что «все мы вышли из народа».

Фигуры застряли в красной дышащей «топи» и заговорили гулом, голосами, звуками и песнями. По пространству, благодаря показу фильма, передвигаются разные существа. Посетители становятся частью этого действия.

Была нарисована азбука панорамы, заново перепридуман алфавит – буквы, объясняющие мир воскресения – от «ау», через «век» или «ёж» до «я». Это ключевые концепты, на основе которых живет и дрожит все на площади. «Земля», «душа», «жук», «мир», «речь» и многое другое появляются как в детском букваре – это обозначение диорамы как начального, входного места, задача которого – настроить человека на то, что он увидит в музее дальше, рассказать, что он должен знать о современном искусстве. Некоторые буквари начинаются с обучения рисованию, складыванию, написания сказок – именно это, но с позиции современного искусства и предлагает музей в обновленном пространстве. Над всем возвышается эпиграф, ставший ключевым для проекта «Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть – неизбежна» (из Учебника русской грамматики Петра Смирновского 1915 года).

Информация

Постоянная экспозиция

Вход по билету в музей (250 рублей, льготный 150 рублей)

0+

Проект «Воскресение на площади» стал победителем грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного Фонда Владимира Потанина в номинации «Технологии и инструменты» в 2018 году.

Фотографии

Подкаст

Приглашенный эксперт Леонид Копылов (куратор экспозиционных и выставочных проектов, президент Клуба друзей Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме) и арт-директор музея Сергей Ковалевский разговаривают о настоящем, прошлом, будущем музеев и приоткрывают «внутреннюю кухню» работы над проектом интерактивной панорамы «Воскресение на площади». Послушать можно по ссылке

Зачем сказки Льва Толстого оказались на стене в интерактивной панораме «Воскресение на площади? Как посетители могут составить из них свои, не менее прекрасные, сказки? Авторы проекта читают несколько самых лучших экземпляров – и пытаются понять, где находится начало истории. Послушать можно по ссылке

Кураторский текст

Интерактивная панорама «Воскресение на площади».

«Для музея самая смерть - не конец, а только начало…

Для музея нет ничего безнадежного, "отпетого",

т. е. такого, что оживить и воскресить невозможно…

Музей есть высшая инстанция,

которая должна и может возвращать жизнь...»

Николай Федоров

Унаследованная от ленинского музея диорама представляет собой оптический театр, разыгрывающий сцену «из старинной жизни». Многофигурная средовая композиция, созданная художником Борисом Коротеевым в 1987 году, изображает «воскресный день на базарной площади города средней руки». По своей роли в общем музейном сценарии, это место посвящено началу истории.

Чтобы активировать смыслы, возникающие на перекрестке традиции, повседневности и утопии, мы внедрили в «Старую Россию» новые пространственные ходы, сюжеты и ситуации соучастия. Теперь зритель получает возможность обойти площадь со всех сторон. И даже в одном месте - опуститься на «дно истории», где пульсирует «ткань повседневности» - материя памяти и зарождения жизни.

Ключевой инструмент «старорусского воскресения» – стена-мембрана-матрица-экран. Эта проницаемая граница укрывает темноту сплачивающей тайны и одновременно раскрывает множество измерений.

У «границы миров» две рабочие стороны: лицевая и обратная. В ячейках «лицевой» поверхности наряду с различными «частями тела» появляются и лица. Задняя же сторона является проекционным рельефом, вбирающим в себя не только физические слепки больших и малых фигур, но и видео-образы. Наша матрично-телесная мембрана производит симбиоз материального и виртуального, визуального и вербального, контекстного и универсального, далекого и близкого, небесного и земного, ангелического и смертного.

С одной стороны, «человеческая глина» собирается в массу и, проходя сквозь отверстия матрицы, формуется в большевиков. Как будто - «вышли мы все из народа»…

С другой стороны, жесткая коммунистическая бронза как бы втягивается, дробится и утилизуется в человеческий размер. И блудные «выходцы» возвращаются домой.

Входной фасад «плотины» заселен фигурами третьего рода - мельчайшими существами из обще-музейной коллекции. Это - «малый мир добра». Все «духи места» или «душечки», собрались здесь, чтобы зарядить нас искрой воскресения. Эти «идолы» - телесные знаки невидимого. Как раз, из темноты невидимого все здесь и теперь проистекает.

Пространство воскрешаемой площади прошито звуками и голосами, которые сливаются в «гул языка» - утопический акустический «бульон», питающий родные слова.

По внешней стене раскладывается большая «школьная доска» для чтения и письма. Заполненная «кирпичиками языка», «началами историй» и «веселыми картинками» наша «воскресенская школа» приглашает посетителя включиться в игру порождения изображений и высказываний.

Кажется, сквозь щели и поры «панорамируемой» плоти сочится гоголевское недоумение из «Мертвых душ»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?»

Эти вопросы по-прежнему стоят и шевелятся вместе с нами.

Сергей Ковалевский

working hours

mon
day off
tue,wed,fri, sun
11 - 19
thu,sat
11 - 21

address

660097, Россия, г. Красноярск, площадь Мира, 1